ТОЛКАТЬ МИР ВПЕРЕД — ГЕЛЬМУТ ЯН И ЕГО КЛАССИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ

Представляем отрывок из интервью Маржены Мроз с Гельмутом Яном — одним из самых выдающихся архитекторов 21 века, создателем более сотни самых интересных зданий в мире, включая Sony Center в Берлине, штаб-квартиру Европейского Союза в Брюсселе, Центр штата Иллинойс в Чикаго или жилой дом Cosmopolitan в Варшаве.

Должен ли архитектор, как писатель или художник, иметь желание творить?

ПОДТОЛКНУТЬ МИР ВПЕРЕД-ХЕЛЬМУТ ЯН И ЕГО КЛАССИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ

Да, это происходит со мной каждый день. Иногда вдохновение приходит очень быстро, а иногда мне нужно немного больше времени.

Что вас вдохновляет?

Когда мне дают задание спроектировать здание, я должен проанализировать все его аспекты. Я не всегда стараюсь создать что-то новое. Скорее, я беру то, что было создано в прошлом, и пытаюсь это улучшить. Я использую новые методы, совершенствую технологии, улучшаю параметры, которые за это время стали важными, например, энергоэффективность здания.

Это правда или легенда, что вы нарисовали форму Cosmopolitan на салфетке в самолете, летя в Варшаву? Где сейчас эта салфетка?

К сожалению, мне придется солгать. История с салфетками — это миф, который циркулирует среди многих архитекторов. Но у меня есть наброски. Когда я лечу в самолете, я часто что-нибудь рисую. Иногда я рисую на небольших клочках бумаги, которые затем склеиваю.

Какое впечатление произвела на вас Варшава? Что вы чувствовали в городе?

Я не знал Варшавы. Я отправился в поездку, потому что мне нужно было увидеть место, где будет строиться здание, которое я проектировал, и выяснить, каковы требования инвестора. Я помню, что был впечатлен тем, что увидел. Я мог бы сравнить Варшаву с бывшим Восточным Берлином, хотя, конечно, сегодня она выглядит гораздо современнее. Новые здания довольно удачны, хотя я бы не назвал их выдающимися.

Когда мне дают задание спроектировать здание, я должен проанализировать все его аспекты. Я не всегда стараюсь создать что-то новое. Скорее, я беру то, что было создано в прошлом, и пытаюсь это улучшить.

Какие этажи, по вашему мнению, лучше для проживания — нижние или верхние?

Большинство людей хотят жить на более высоких этажах. Однако стоит помнить, что при выборе квартиры покупатели в первую очередь ориентируются на местоположение. Они хотят жить в определенном месте и поэтому готовы идти на компромисс. На мой взгляд, квартира на высоких этажах не всегда является лучшим выбором, особенно если в непосредственной близости нет других зданий. В Нью-Йорке желательно иметь более высокие этажи, поскольку с нижних этажей жильцы имеют ограниченный обзор. Однако в случае с Cosmopolitan это не так: из квартир на нижних этажах открываются прекрасные виды, которые ничто не загораживает.

Как и в Sony Center в Берлине, где мы сейчас разговариваем.

Сейчас мы сидим в моем кабинете на втором этаже, откуда открывается гораздо более приятный вид, чем с десятого. Возможно, отсюда вы не сможете увидеть большую часть неба, но вы сможете увидеть, что происходит под нами. Лучше всего было бы жить здесь на четвертом этаже, где окна находятся немного выше линии деревьев, но из них все равно хорошо видна земля.

Трудно ли было проектировать здание в центре города с бурной историей и очень эклектичными зданиями?

Нет, совсем наоборот. В Варшаве, месте с богатым прошлым, которое имеет свой характер и является городом из плоти и крови, я нашел идеальные условия для создания современного жилого дома, который является Cosmopolitan. Адрес прост: улица Тварда, 4, рядом с площадью Гжибовского. Разработать форму здания в таком месте не всегда просто, но решения, которые необходимо применить, почти очевидны. Когда мы разрабатываем планы небоскребов, мы используем разные «языки» проектирования, в зависимости от того, где будут строиться здания — в Чикаго, Нью-Йорке или Европе. Мы считаем, что форма здания может быть своего рода манифестом, способствующим улучшению общества. И в этом также заключается уникальность Cosmopolitan в Варшаве.

Есть ли у вас конкретное воспоминание, анекдот, связанный со строительством этого жилого дома?

Я думаю, что поворотным моментом в создании Cosmopolitan стал телефонный звонок от инвестора. К сожалению, архитектурное бюро Epstein, которое сотрудничало с нами, хотело взять на себя весь проект и присвоить себе все его заслуги. Поэтому нас не информировали о ходе работ, хотя до нас доходили слухи, что субподрядчик собирается купить дешевые навесные фасады. К счастью, в то же самое время клиент сообщил мне, что он берет на себя строительство от компании, которая первоначально занималась проектом. Он был обеспокоен состоянием строительных работ и попросил меня приехать в Варшаву. Я так и сделал, и с тех пор все было позитивно. Конечно, это не означает, что первоначальный проект был плохим, но стоит помнить, что работа над окончательным обликом здания продолжается до самого конца. Это очень сложная и интенсивная работа, и все должно быть тщательно проконтролировано, чтобы результат был таким, как мы задумали. Интересно то, что инвесторы не всегда любят архитекторов, потому что считают их укурками, которые постоянно что-то меняют и предлагают дорогостоящие решения. Но хорошие клиенты понимают, что архитектор на самом деле является их союзником.

Ваши проекты славятся инновациями и передовыми технологиями. «Archi-Neering» — это сочетание архитектуры и инженерии. Что это значит в 21 веке?

«Archi-Neering» — это термин, который мы придумали вместе с Вернером Собеком, который отвечал за инженерное проектирование Cosmopolitan. Это подход, при котором архитекторы тесно сотрудничают с инженерами практически с самого начала проекта, в результате чего каждый элемент здания работает лучше, чем при использовании традиционных методов. Сейчас стало правилом, что здание может только выиграть от современной инженерии, но архитектор не может сделать это в одиночку. Именно поэтому в процесс разработки вовлечены многие другие субподрядчики: поставщики разрабатывают новые продукты с учетом наших потребностей, мы тесно сотрудничаем со стекольной промышленностью, а оболочки многих зданий теперь изготавливаются из текстиля. Мы разработали солнцезащитные козырьки, установленные на внешней стороне здания Cosmopolitan, совместно с компанией, которая уже производила их ранее, но для нас они должны были быть больше и прозрачнее. Производитель принял вызов и теперь продает эти чехлы по всему миру.

Когда мне дают задание спроектировать здание, я должен проанализировать все его аспекты. Я не всегда стараюсь создать что-то новое. Скорее, я беру то, что было сделано в прошлом, и пытаюсь это улучшить.
Можно ли сказать, что вы создаете современную классику?

Скорее, классический модернизм. Стоит отметить, что еще в 1980-х и 1990-х годах архитектура была предметом диалога и даже жарких дискуссий. Проводились конференции и симпозиумы, посвященные вопросам в этой области. Но это уже в прошлом. В наше время каждый делает то, что хочет. Компьютеры играют все более важную роль в процессе проектирования зданий, хотя, на мой взгляд, сомнительно, что они всегда хорошо справляются с этой задачей. Другой вопрос — старение зданий. Sony Center, где мы сейчас находимся, сегодня находится в лучшем состоянии, чем 16 лет назад, когда его строительство было завершено. Хорошие здания подобны вину — чем старше, тем лучше. С другой стороны, плохие конструкции быстро приходят в негодность или о них просто забывают.

Мне очень нравится Sony Center, потому что это своего рода «город в городе».

Это то, чего мы хотели! Сегодня здание Sony Building пользуется большей популярностью у гостей Берлина, чем Бранденбургские ворота. Когда я приезжаю сюда и остаюсь на ночь в своей квартире, я слышу шум фонтанов, голоса людей, и мне даже не нужно включать музыку, потому что это звуки шумного города. В Sony Building также проводится множество мероприятий, и можно сказать, что это место ассоциируется с современной формой развлечений.

Какие задачи стоят перед архитектурой 21 века?

Мы должны справиться с огромным притоком людей в городские центры. Спрос на офисные здания уже не так велик, как на жилье, и в этой области предстоит еще много работы, поскольку большинство жилья, даже среднего класса, имеет низкое качество. Я знаю от людей, которые занимаются строительством таких мест, что им часто приходится решать пресловутую проблему «квадратуры круга», пытаясь найти баланс между стоимостью строительства и ценами на жилье, которые они могут предложить своим клиентам.

Простота формы и ясность — вот ваши отличительные черты. Я что-то упустил?

Люди хотят верить, что архитектура — это только эстетика: у архитектора есть идея, своеобразное видение, и он проектирует то, что приходит ему в голову. Но на самом деле наша работа заключается в другом — мы должны встретиться лицом к лицу с проблемой, которую нам представили. Поэтому мы постоянно вносим улучшения, чтобы все работало так, как нужно. Еще одна важная задача архитектора — спроектировать здание таким образом, чтобы оно наилучшим образом выполняло свое предназначение. Для меня это даже важнее, чем сам внешний вид.

Перед вами идеальный проект здания — какой будет его форма и где оно будет стоять?

Ну, проектирование здания не похоже на приготовление еды — это гораздо более сложный процесс. Если архитектор считает, что он спроектировал идеальное здание, он уже может лежать в могиле. Человек может научиться такому подходу к своей профессии у ученых, потому что многое из того, о чем я говорил, исходит из науки и законов физики. И именно наука должна стать для нас лучшим доказательством того, что мы никогда не должны прекращать стремиться к тому, что еще не достигнуто. Ученый никогда не бывает полностью удовлетворен своими достижениями и продолжает пытаться что-то открыть или изобрести. Группа людей, которые двигают мир вперед, относительно невелика, но они являются частью чрезвычайно важного процесса.

«Archi-Neering», или сочетание архитектуры и инженерии, — это подход, при котором архитекторы тесно сотрудничают с инженерами почти с самого начала проекта, в результате чего каждый элемент здания работает лучше, чем при использовании традиционных методов. Сейчас стало правилом, что здание может только выиграть от современной инженерии, но архитектор не может сделать это в одиночку. Поэтому в процессе создания участвуют многие другие субподрядчики.

Рекомендованные статьи