The Dark Side of the Moon

he Dark Side of the Moon — восьмой студийный альбом британской прогрессивной рок-группы Pink Floyd, выпущенный 1 марта 1973 года компанией Harvest Records. Группа представила раннюю версию альбома, в основном разработанную во время живых выступлений, за несколько месяцев до начала записи. Концепция альбома была основана на давлении, которое группа испытывала в своей жизни, и касалась явных проблем с психическим здоровьем бывшего участника группы Сида Барретта, который покинул группу в 1968 году. Темная сторона Луны» была записана за две сессии в 1972 и 1973 годах на студии Abbey Road в Лондоне.

Пластинка опирается на идеи, использованные в ранних записях и выступлениях Pink Floyd, но при этом в ней отсутствуют продолжительные инструментальные композиции, характерные для их ранних работ. Группа использует многодорожечную запись, ленточные петли и аналоговые синтезаторы, включая эксперименты с EMS VCS3 и Synthi A. Инженер Алан Парсонс отвечает за многие звуковые аспекты и за привлечение вокалисткиКлэрТорри, которая звучит на альбоме The Great Gig in the Sky.

Концептуальный альбом The Dark Side of the Moon исследует такие темы, как конфликт, жадность, время, смерть и психические заболевания. Фрагменты интервью с дорожной командой группы представлены вместе с философскими цитатамиДизайнобложки, на которой изображенспектрпризмыразработан компанией Storm

Торгерсон в ответ на просьбу клавишника Ричарда Райта о «простых и смелых» иллюстрациях, отражающих освещение группы и темы альбома. Альбом продвигался с двумя пластинками на сорок пять оборотов в минуту: Money и Us and Them.

The Dark Side of the Moon — одна из самых признанных критиками пластинок в истории, часто фигурирующая в профессиональных списках величайших альбомов всех времен. Он помог Pink Floyd добиться международной славы, принес богатство и признание всем четырем участникам группы. Он стал настоящим успехом эпохи альбомов, а также способствовал росту продаж пластинок во всей музыкальной индустрии 1970-х годов. Он стал четырнадцатикратно платиновым в Великобритании и возглавил чарты Billboard.

    • Top LPs & Tapes» в Соединенных Штатах, где он провел в общей сложности 958 недель. Этот альбом, продажи которого оцениваются более чем в 45 миллионов копий, является самым коммерчески успешным альбомом Pink Floyd и одним из самых продаваемых альбомов в мире. В 2013 году он был выбран для сохранения

в Национальный реестр звукозаписей США Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Темная сторона Луны

Призма, подобная той, что изображена на обложке.

Альбом Pink Floyd

Выход 1 марта Март 1973
Зарегистрированный 23 Март 1973
Июнь 1972 январь 1973
в студии Abbey Road
(Лондон)
Продолжительность 42 минуты 58 секунд
Тип Прогрессивный рок
Формат 33 об/мин
Продюсер Pink Floyd
Этикетка Урожай, EMI
Рейтинг Урожай, Капитолий
N° 2
Обзор N° 1
AllMusic
Прокат Камень (очень
благоприятный)
Блендер
Sputnikmusic
MSN Music
Роберт Кристгау (B)
Альбомы Pink Floyd
Затуманенный Wish You Were
Облака Здесь
(1972) (1975)

Одиночки

  1. Деньги

Выпущено: 7 мая 1973 г.

  1. Мы и они

Выпущено: 4 февраля 1974 г.

  1. Время

Первая демо-запись«Money» Роджера Уотерса.

Внешний звук

«Я думаю, в то время мы все чувствовали — Роджер [Уотерс] в первую очередь — что многие тексты, которые мы писали, были слишком косвенными. Теперь мы чувствовали, что

слова наконец-то стали ясными и четкими1, C1.

История

Контекст

Написание

Регистрация

Инструменты

Звуковые эффекты

Песни

Голоса

Отделка

Публикация и прием

Звукозаписывающая компания

Продажи

Posterity

Влияние на членов группы

Влияние на сценические выступления группы

Резюме и трибьюты

Переиздания

Темная сторона радуги

Художественные особенности

Концепция и темы

Музыка

Сторона A

Сторона B

Чехол

Технический паспорт

Названия

Музыканты

Pink Floyd

Дополнительные музыканты

Производственная команда

Рейтинги и сертификаты

Примечания и ссылки

Оригинальные цитаты

Примечания

Ссылки

Приложения

Библиография

Внешние ссылки

История

Контекст

После выхода альбома Meddle в ноябре 1971 года Pink Floyd отправились в турне по Соединенным Штатам. Осознав, что они уже почти год играют одни и те же песни, группа решила начать писать новый альбом. На встрече в доме Ника Мэйсона в Кэмден-Тауне Роджер Уотерс предложил сыграть альбом во время тура 1972 года. Основы альбома были заложены во время репетиций в Broadhurst Gardens в Лондоне,.

Уотерс, единственный автор концепции альбома, создает современную трагедию в трех частях, разделенных определенными темами: сначала отчуждение детства, вдохновленное его собственным опытом, затем критика общества — the политика, деньги и религия — и, наконец, гонка со смертью и небытием, которое она приносит.

Написание

В целом, остальные три члена группы согласились с Уотерсом в том, что альбом должен быть объединен вокруг центральной идеи . Поэтому они вчетвером участвовали в написании текстов и музыки. Затем Уотерс принес первый

демо-версия альбома с Money, которую он взял из импровизаций конца 1960-х годов, особенно хорошо слышных во время прямой трансляции BBC высадки на Луну «Аполлона-11» под названием Moonhead6, 7.

это не единственный трек, в котором использовались уже существующие работы: начальная строкаBreatheиз работы Уотерса сРоном Гизиномнад альбомомMusic from the Body, а фортепианная структура в Us and Them была написана Ричардом Райтом во время работы над фильмом Zabriskie Point.8, 9 Группа репетировала в репетиционной комнате, которая в то время принадлежала Rolling Stones. Чтобы дополнить обрывки предыдущих проектов, группа импровизировала на джем-сейшенах. Гилмур объяснял: «Мы играли два часа в ми-миноре или ля, и это заняло бы пять минут альбома «6.

Для предстоящих концертов группа приобрела новую звуковую систему с двадцативосьмиканальным микшером и четырехканальной квадрофонической системой; это новое оборудование позволило записывать звуковые петли, исполняемые вживую. Pink Floyd также приобрели свое первое изготовленное на заказ световое оборудование, которое они доверили своему новому светодизайнеру Артуру Максу. В общей сложности гастрольное оборудование «Флойд» весило более

Алан Парсонс (здесь в 2017 году), звукорежиссер альбома.

девять тонн и должны перевозиться грузовиками. Райт прокомментировал: «Я иногда смотрю на наш огромный трейлер и тонны оборудования, и

Я говорю себе: «Боже правый, я только и делаю, что играю на органе!

Pink Floyd обычно не играли свои альбомы целиком на гастролях, но такой метод работы позволял им просмотреть и довести до совершенства каждую песню. После трех дней репетиций в Rainbow Theatre, 20 января 1972 года Pink Floyd впервые выступили с альбомом, который они тогда называли Dark Side of the Moon: A Piece for Assorted Lunatics, но проблемы с предварительно записанными пленками не позволили им исполнить альбом полностью в тот вечер. На следующий день, после полного выступления в Плимутском Гилдхолле, журнал New Musical Express дал очень положительную рецензию на новый материал: «Флойд открыли первую часть своего тура новым сетом […], показав в процессе, что их сочинительство приобрело новую и снова очень инновационную форму. На этом этапе альбом уже очень близок к окончательному результату: порядок треков уже правильный, хотя Eclipse еще не написан, а On the Run и The Great Gig in the Sky все еще называются Travel Sequence и Mortality Sequence соответственно12. Эти

Театр Rainbow, Лондон. Последние также отличаются от их окончательной версии в музыкальном отношении: в «On the Run» нет синтезатора, а во время «The Great Gig in the Sky» зачитываются заранее записанные библейские отрывки, которые затем в основном представляют собой соло на электропианино13.

Темная сторона Луны» была представлена прессе 17 февраля 1972 года в театре Rainbow12. Майкл Уэйл из Times написал, что альбом «вызвал слезы на глазах». Это был такой ясный и одновременно такой музыкальный вопрос «14, C 2. Дерек Джуэлл из Sunday Times написал: «Амбициозность художественных замыслов Floyd теперь огромнаC 3, 15. Melody Maker, однако, менее восторжен: «В музыкальном плане есть несколько отличных идей, но звуковые эффекты были такими, что я иногда задавался вопросом, не нахожусь ли я в птичьей клетке в Лондонском зоопарке C 4, 16«.

Название альбома было временно изменено, потому что Medicine Head, другая британская группа, только что выпустила альбом под названием The Dark Side of the Moon, совпадение, которое раздражало Гилмура: «Какое-то время он назывался Eclipse […]. Но он не продавался, и это был ужас. Я лично был против Eclipse, и мы чувствовали себя немного раздраженными, потому что мы уже придумали название еще до выхода альбома Medicine Head. Не из-за раздражения на них, а потому что мы все равно хотели использовать это название. Коммерческий провал альбома Medicine Head в конечном итоге заставил Pink Floyd использовать название The Dark Side of the Moon12.

Регистрация

Обширные гастроли Pink Floyd по Европе и Северной Америке позволили им постоянно совершенствовать масштаб и качество своих выступлений17. Работа над альбомом была прервана в конце февраля 1972 года, когда группа отправилась во Францию для записи музыки к фильму Барбет Шредер «Долина», которая вошла в альбом Obscured by Clouds13. Затем они выступили в Японии и вернулись во Францию в марте, чтобы завершить работу над фильмом. После серии концертов в Северной Америке группа вылетела в Лондон, чтобы начать запись18.

The Dark Side of the Moon была записана в студиях Abbey Road Studios 2 и 3, согласно Пови от 14 мая 1972 года, согласно Вернону Фитчу от 1 июня, примерно за сорок сессий.19, 20 Роль звукоинженера взял на себя Алан Парсонс, который ранее работал с Pink Floyd в качестве ассистента над треком Point Me at the Sky и над альбомами Ummagumma и Atom Heart Mother, а также был известен тем, что записывал альбомы The Beatles Abbey Road и Let It Be.21 Запись осуществлялась с использованием необычных для того времени методов: в студии был установлен шестнадцатидорожечный рекордер, который обеспечивал гораздо большую гибкость, чем восемь и четыре дорожки, более распространенные в то время. Запись была сделана с использованием необычной для того времени техники: в студии был установлен шестнадцатидорожечный рекордер, который обеспечивал гораздо большую гибкость, чем более распространенные восьми- и четырехдорожечные рекордеры, которыми группа пользовалась до этого момента. В некоторых случаях группе требовалось так много дорожек, что некоторые ленты записывались параллельно друг с другом, чтобы потом их можно было воспроизвести как одну ленту22.

Первой была записана песняUs and Them, за ней через шесть дней последовалаMoney23. Далее были записаны альбомы TimeиThe Great Gig in the Sky, после чего последовал двухмесячный перерыв, во время которого группа проводила время со своими семьями и готовилась к предстоящему турне по США24. Несмотря на это, в записи было много перерывов: Уотерс, заядлый болельщик футбольного«Арсенал», регулярно покидал студию, чтобы

и группа иногда прерывала работу, чтобы посмотреть по телевизору «Летающий цирк Монти Пайтона», оставляя Парсонса работать над записанным материалом.22 Эти моменты одиночества, однако, не беспокоили Парсонса, который говорил, что пользуется возможностью «оставить [свой] след».25 Работа группы не всегда была легкой. Эти моменты одиночества, однако, не беспокоили Парсонса, который утверждал, что воспользовался возможностью «оставить [свой] след на ней».25 Уотерс, однако, опровергает эти утверждения, когда он был в студии. 25 Уотерс, однако, опроверг эти утверждения в интервью 2003 года: «Мы иногда смотрели их, но когда у нас была работа, мы ее заканчивалиC 5, 26.

По возвращении из США в январе 1973 года они записали Brain Damage, Eclipse, Any Colour You Like и On the Run, хотя последние штрихи уже были сделаны на предыдущих сессиях27 . Для исполнения песен Time, Brain Damage и Eclipse группа пригласила Лесли Дункан, Дорис Трой, Барри Сент-Джон и Лайзу Страйк, квартет женщин-бэк-вокалисток, а для песен Us and Them и Money28 потребовались услуги саксофониста ДикаПэрри. Вместе с режиссером Эдрианом Мейбеном группа также записала студийные части художественного фильма «Pink Floyd: Live at Pompeii27». После завершения сессий звукозаписи группа наконец-то отправилась в европейское турне29.

Инструменты

Для записи альбома «The Dark Side of the Moon» Уотерс, как обычно, использовал свой Fender Precision Bass sunburst. Гилмур экспериментирует, меняя местами грифы двух своих гитар Stratocaster, использует двухгрифную педальную стальную гитару Fender 1000, а для третьего соло Money играет на 24-фреттовом инструменте Билла Льюиса. Он делает насыщенность в своих треках с помощью педали эффектов Colorsound Powerboost, а также, возможно, использовал Kepex Valley People для тремоло в Money и ElectronicMusic Studio Hi-Fli30.

Мейсон играет на своих барабанах Ludwig, впервые добавив рототомы для Time. Райт использует свои обычные клавишные инструменты, помимо Hammond RT-3, Minimoog Sythesizer и Wurlitzer EP-200, а также широко использует синтезаторы, в частности EMS VCS3 в композиции Any Colour You Like и EMS Synthi A в композициях Time и On the Run30, 31.

Звуковые эффекты

Ник Мэйсон создал демо-версию песни Speak to Me дома, а затем пересмотрел и закончил ее в студии; это одна из немногих песен, в которых он указан как солист. Эта песня, открывающая альбом, содержит затухания различных частей других песен альбома, а также биение сердца, созданное с помощью набивного бас-барабана, по которому бьют молоточком — оно также присутствует на Eclipse в конце альбома; первоначальная идея Мейсона состояла в том, чтобы использовать настоящее сердце, но это оказалось слишком напряженным для прослушивания32. Звуковые эффекты, разработанные в Money, были созданы Уотерсом и Масоной. Они состоят из семи звуков длительностью в одну секунду каждый, которые следуют друг за другом, образуя семиударный цикл33 . Звуки, следующие друг за другом: рваная бумага, унисенсор (часть старых телефонов, позволяющая выбрать номер телефона), монеты, снова унисенсор, ожерелье из монет, снова монеты и, наконец, кассовый аппарат34.

Пол Маккартни и его жена Линда (на снимке в 1976 году), как сообщается, брали интервью у Уотерса, но их ответы были сочтены недостаточно спонтанными для сохранения45, 46.

Группа также разрабатывает и записывает звуки
нетрадиционные, такие как инженер из
звук, распространяющийся по эхо-камере студии
в бегах 31. В этом же заголовке звуковой эффект
Похоже, что это было достигнуто путем сочетания
запись из фонотеки Abbey Road
и гитарный эффект Гилмура35. Сайт
синхронизированные часы и куранты, сопровождаемые
серией рототомов, и одновременно звучат
время в начале Времени, изначально являются тестом, созданным
Алан Парсонс экспериментировал с
квадрифония36. Звукооператор записывает
каждые часы, часы и куранты отдельно в
антиквара, и, хотя регистрация не является
не создан специально для альбома, он добавлен
в конечную смесь37.
Цепочка используемых деталей Песни Синтезатор EMS VCS3, а также органHammond B3 и его кабина Лесли.
для цикла «Деньги».
Несколько песен, в том числе «Мы и они» и «Время»,
продемонстрировать способности Ричарда Райта и
Дэвид Гилмур, чтобы соответствовать их голосам. По словам Роджера Уотерса, это потому, что их голоса очень похожи38. По порядку
Чтобы максимально использовать это качество, Парсонс использует определенные техники записи, такие как двухдорожечная запись, чтобы
голос и гитара, позволяя Гилмору гармонизировать свой вокал с инструментом. В то же время, Парсонс часто использует
фленджер и сдвиг фазы на вокале и гитаре, трюк с использованием реверберации, а также смещение звука
между каналами (особенно заметно на квадрофоническом миксе On the Run, когда звуки органаHammondB3, воспроизводимые
в кабине Лесли, окружая слушателя)39.
В записи альбома участвует Клэр Торри, сессионный музыкант, постоянно работающий в студии Abbey Road. У нее
ранее работал над многими поп-песнями и обложками альбомов, и после прослушивания одного из его
Парсонс пригласил ее спеть в студии в программе «Великий концерт в небе». Она отказалась от приглашения посмотреть выступление Чака Берри в
Hammersmith Odeon, но в итоге договорились прийти в следующее воскресенье. Группа объяснила ему концепцию альбома,
но никто не знает, что она должна петь. После нескольких коротких дублей вечером Торри импровизирует мелодию без
тексты песен под фортепианный аккомпанемент Райта. Поначалу она была смущена своим буйством во время записи,
в то время как они сами очень довольны его игрой.40, 41 Его дубли были выборочно отредактированы, чтобы создать
в альбоме41. Тогда ей заплатили 30 фунтов стерлингов за ее вклад (365 фунтов стерлингов из 202142), однако в Клэр Торри в 2003 году.

2004 году она подала в суд наEMIи Pink Floyd, утверждая, что песню написали она и Райт Высокий суд принял решение в ее пользу, и во всех изданиях альбома, выпущенных после 2005 года, Клэр Торри приписывается вокальная композиция43.

Голоса

Фразы можно услышать на протяжении всего альбома. Чтобы записать эти голоса, участники Pink Floyd кладут карточки на стол у входа в студию Abbey Road. Каждый, кто проходил через студию, должен был перевернуть карточку и ответить на ряд вопросов на ней. С таких безобидных вопросов, как «Какой ваш любимый цвет?» или «Какая ваша любимая еда?», начинается допрос, а затем переходят к центральным темам альбома44.

В фильме Speak to Me Крис Адамсон, тур-менеджер и техник Pink Floyd, произносит вступительную фразу: «Я сходил с ума долбанные годы, абсолютно долгие годы, был на грани, работал на группы«, Я сходил с ума чертово количество лет, зарплата, я больше не могу этого выносить, я вкалывал за группы», а Джерри О’Дрисколл, ирландский смотритель студии Abbey Road, говорит: «Я всегда был сумасшедшим, я знаю, что я был сумасшедшим, как и большинство из нас»… очень трудно объяснить, почему вы злитесь, даже если вы не злитесь«.45

  • На вопрос «Боитесь ли вы смерти?», дорожник Роджер «Шляпа» Манифолд отвечает: «Живи сегодня, завтра уходи, это про меня», что можно услышать на альбоме On the Run.35, 46 Манифолд — единственный, кто был опрошен более традиционным способом, поскольку карточки потом потерялись.46 Он также является автором тирады во время Us and Them: «Я имею в виду, они собираются убить вас, так что, если вы дадите им быстрый короткий, резкий, шок, они не сделают этого. Он также является автором тирады в фильме «Мы и они»: «Я имею в виду, они собираются убить тебя, так что, если ты дашь им быстрый короткий, резкий, шок, они больше не будут этого делать, понимаешь? Я имею в виду, что он отделался легким испугом, потому что я мог бы устроить ему настоящую взбучку — я только один раз! Это было всего лишь различие во мнениях, но на самом деле… Ведь хорошие манеры ничего не стоят, не так ли? А?» Я имею в виду, что они и тебя убьют, если ты нанесешь им быстрый, резкий удар, они больше не будут этого делать, видишь? Скажу вам, что ему это сошло с рук, иначе я бы его чертовски избил — я ударил его всего один раз! Просто потому, что у нас были разногласия, но на самом деле… Я имею в виду, что манеры ничего не стоят, верно?

В книге «Великий гиг в небе» есть два предложения на тему смерти. В первой из них О’Дрисколл говорит: «И я не боюсь смерти. Можно в любое время, я не возражаю. Почему я должен бояться смерти? Нет никаких причин для этого, вы должны когда-нибудь уйти«. Мне все равно, если он придет. Почему я должен бояться смерти? Нет причин для этого; рано или поздно вам придется уйти»). Вторая — это ответ Патриции Уоттс, жены Питера Уоттса, тур-менеджера группы и отца актрисы Наоми Уоттс, в котором она говорит: «Я никогда не говорила, что боюсь смерти«.48 Питер Уоттс также участвовал в создании книги, которая была выпущена в начале 1990-х годов. Питер Уоттс также внес свой вклад в

альбом Brain Damage, во время которого его можно услышать трижды: сначала только его смех, затем фразу «Я не могу придумать, что сказать, ха-ха-ха! («а затем, непосредственно перед следующей песней, с «Я думаю, это мило, ха-ха-ха «49.

Деньги включают несколько голосов, отвечающих на вопросы «Когда в последний раз вы были жестоки?» и «Были ли вы правы? «50 : Питер Уоттс с «Ха! Ха! Я был прав«, Патрисия Уоттс («Я была абсолютно права. Этот парень искал палки», Джерри О’Дрисколл с «Почему кто-то что-то делает? («Гитарист Wings Генри Маккалоу: «Я не знаю, я был очень пьян в то время! («и, наконец, роуди Крис Адамсон с «Я просто говорил ему, он был в… он не мог попасть на второй номер. Он спрашивал, почему он не поднимается на одиннадцать, и после я кричал, кричал и говорил ему, почему он не поднимается на одиннадцать…«. («Я просто сказал ему, что он в деле, что он не может подняться на второй номер. Он спросил меня, почему он не может подняться на одиннадцатом, на что я заорал, закричал и сказал ему, почему он не поднимается на одиннадцатом.

В последние минуты альбома звучит новая фраза Джерри О’Дрисколла: «На самом деле нет никакой темной стороны луны. На самом деле, все темно«. На самом деле цитата была сокращена, так как О’Дрисколл также сказал «и то, что делает его ярким — это Солнце», но сообщение, вероятно, считается слишком позитивным, чтобы быть включенным52.

Отделка

После завершения записи вокала был нанят продюсер Крис Томас, но его работа над альбомом была спорной. По словам Уотерса, он приносит

  • Но Гилмур и Мэйсон говорят о том, что они были судьями на финальном миксе. По их словам, Уотерс хотел бы, чтобы запись
  • Он был бы сухим и чистым, больше полагаясь на использование немузыкальных элементов, в то время как Гилмур хотел бы более насыщенный эхом микс. Гилмур сказал: «Я хотел, чтобы Dark Side звучал огромно, […] с [очень глубокой] реверберацией. […] А Роджер [Уотерс] хотел запись с довольно сухим звуком. Я думаю, на него в какой-то степени повлиял первый сольный альбом Джона Леннона [Plastic Ono Band], который был очень сухим.

По словам Томаса, «между ними не было никаких разногласий. Я не помню, чтобы Роджер когда-либо просил уменьшить реверберацию. На самом деле, не было и намека на их будущий разрыв отношений. Это была очень творческая атмосфера. Это было очень мило. Хотя точные факты не установлены, вмешательство Томаса привело к компромиссу между идеями Уотерса и Гилмура, в результате чего оба музыканта остались полностью довольны конечным результатом. Томас отвечает за значительные изменения на альбоме, например, за идеальную синхронизацию эха в песне Us and Them, а также присутствует при записи песни The Great Gig in the Sky54. В интервью 2006 года, отвечая на вопрос, были ли достигнуты его цели в студии, Уотерс ответил: «Когда запись была закончена, я взял копию альбома домой, и я помню, что сначала сыграл его своей жене, и я помню, что она разрыдалась, когда запись была закончена. И я подумал: «Ну, очевидно, где-то это задело за живое», и мне понравилась эта идея. Знаете, когда вы делаете что-то, особенно музыкальное произведение, вы слышите его новыми ушами, когда играете его для кого-то другого. И в тот момент я подумал: «Ого, это довольно законченное произведение», и я был уверен, что люди отреагируют на этоC 6, 55«.

Публикация и прием

Фильм «Темная сторона Луны» был впервые представлен прессе 27 февраля 1973 года на Рейтинг отзывов
прием в Лондонском планетарии. Райт был единственным членом группы, присутствовавшим в это время, остальные были
решили бойкотировать это мероприятие, потому что квадрофоническое сведение альбома не закончено и Составление обзоров
установленный EMI, неисправен 64. Однако это не помешало прессе проявить энтузиазм; Рой
Холлингворт из Melody Maker описывает первую сторону как «настолько совершенно запутавшуюся в себе, что это немного беспорядок». Периодическое издание Примечание
C 7 56
даже если ему трудно следовать». но хвалит вторую сторону, написав: «Песни,… AllMusic
звуки, ритмы твердые и хорошие, саксофон бьет по воздуху, группа «рок-н-ролл«, затем пружины Billboard 57
и исчезает в ночи» C 8, 65. Стив Пикок из Sounds пишет: «Меня не волнует, есть ли у вас B58
Если вы никогда в жизни не слышали ни одной ноты музыки Pink Floyd, я бы от всей души рекомендовал вам Запись Кристгау
все «Темная сторона Луны«C 9, 66. В своей рецензии для журнала Rolling в 1973 году Руководство
59
Камень Лойд Гроссман говорит, что Dark Side — это «прекрасный альбом, с богатой концепцией и Энциклопедия популярного
текстура, которая не только приглашает, но и провоцирует участие «67. В Путеводитель по записям Кристгау: Рок Музыка
Альбомы семидесятых опубликованный в 1981 году, Роберт Кристгау пишет, что находит тексты песен полными клише и 8/1060
Новый музыкальный экспресс
претенциозную музыку, но называет альбом «китчевым шедевром», который может быть очаровательным с Q 61
яркие моменты, такие как фрагменты речи, разбросанные по всему прослушиванию, саксофон Пэрри и
58 62
студийные эффекты, усиливающие гитарные соло Гилмора. Альбом Rolling Stone
Альбом «The Dark Side of the Moon» был впервые выпущен в Соединенных Штатах 10 марта 1973 года, а в Великобритании — 10 марта 1973 года. Руководство
5/563
23 марта67. Альбом имел немедленный успех в Великобритании и во всей Западной Европе66 ; Sputnikmusic
Через месяц после выхода он получил золотой сертификат в США. В течение марта 1973 года группа играла Uncut 60
альбом в рамках своего тура по США, включая полуночное выступление на Radio
Городской музыкальный зал Нью-Йорк 17 марта перед аудиторией в 6 000 человек. Альбом достиг первого места
200 28 апреля 1973 года и был настолько успешным, что группа вернулась в Соединенные Штаты два месяца спустя для еще одного турне68.
место на Billboard

Звукозаписывающая компания

Американский успех альбома во многом объясняется усилиями американской звукозаписывающей компании Pink Floyd, Capitol Records. Вновь назначенный президент Бхаскар Менон пытался избежать ситуации, аналогичной предыдущему альбому группы, Meddle, который продавался плохо. Тем временем, разочаровавшись в Capitol, группа и их менеджер Стив О’Рурк тихо договорились о новом контракте с президентом CBS Клайвом Дэвисом в Columbia Records. The Dark Side of the Moon — последний альбом, который Pink Floyd вынуждены выпустить перед подписанием нового контракта. Энтузиазм Менона по поводу нового альбома был настолько велик, что он развернул огромную рекламную кампанию, включавшую усеченные версии песен Us and ThemиTimeадаптированные для радиопостановки69. В некоторых странах — в частности, в Великобритании— Pink Floyd не выпускали синглов со времен«Point Me at the Sky»в 1968 году, но «Money» выходит в качестве сингла 7 мая с «Any Colour You Like» на би-сайде67. Он достиг 13 места в Billboard Hot 100 в июле 1973 года.70 Двухсторонняя промо-версия сингла с белой этикеткой, с моно и стерео миксом, была разослана на радиостанции. На монофонической стороне из песни было удалено слово bullshit, но стереофоническая сторона не подвергалась цензуре. Позже эта версия была изъята из продажи; заменяющая ее версия была разослана радиостанциям с примечанием, в котором диск-жокеям рекомендовалось выбросить первую копию без цензуры 71. 4 февраля 1974 года альбом Time был выпущен в качестве сингла вместе с альбомом Us and Themb . Однако попытки Менона добиться продления контракта с Pink Floyd оказались безуспешными: в начале 1974 года группа подписала контракт с Columbia с авансом в 1 миллион долларов (5 184 211 долларов с 202142 года); в Великобритании и Европе Pink Floyd продолжала представлять Harvest Records 72.

Продажи

The Dark Side of the Moon стал одним изсамых продаваемых альбомов всех времен и вошел в число 25 самых продаваемых альбомов в США74, 75, 76. Хотя альбом продержался на первом месте в США всего одну неделю, он оставался в чарте альбомов Billboard 736 недель с 1973 по 1988 год 77, 78. Альбом вновь появился в чартах Billboard с введением чарта Top Pop Catalog Albums в мае 1991 года, и с тех пор остается там79. В Великобритании он стал седьмым самым продаваемым альбомом всех времен и самым продаваемым альбомом, достигшим первого места80.

В США пластинка была выпущена до введения платиновых наград в 1976 году. Поэтому золотой рекорд продержался только до 16 февраля 1990 года, когда он был сертифицирован как 11× платиновый. 4 июня 1998 года Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) сертифицировала альбом как 15× платиновый, что означает пятнадцать миллионов продаж в США, что делает его самым продаваемым альбомом Pink Floyd (альбом The Wall является 23× платиновым, но как двойной альбом, это означает продажи 11,5 миллионов копий)81, 82 . Money хорошо продавалась как сингл и, как и Time, остается любимой песней радиостанций; в США по состоянию на 20 апреля 2005 года Time прозвучала 13 723 раза, а Money — 13 731 раз74. Отраслевые источники предполагают, что мировые продажи альбома составят

83 84 74

Роджер Уотерс во время выступления группы Time в 2007 году с круглым экраном на заднем плане, подобным тому, который использовался во время туров Pink Floyd в период с 1973 по 1994 год.

около 45 миллионов83, 84. В худшие недели в США было продано от 8 000 до 9 000 копий74 , а всего в 2002 году было продано 400 000 копий, что сделало его 200-м самым продаваемым альбомом того года, спустя почти три десятилетия после его первоначального выпуска. С 1991 года, когда компания Nielsen Soundscan начала отслеживать продажи для Billboard, в США было продано 9 502 000 копий альбома85. По сей день она занимает видное место в чарте Billboard’s Pop Catalog Chart. Он достиг первого места на CD/SACD-релизе 2003 года, который был продан в США в количестве 800 000 копий. За неделю, закончившуюся 5 мая 2006 года, альбом «The Dark Side of the Moon» продержался в чартах Billboard 200 и Pop Catalog Chart в общей сложности 1716 недель55. В США, по оценкам, каждый четырнадцатый человек в возрасте до 50 лет владеет или владел экземпляром «Темной стороны Луны «71. В результате изменения методологии в 2009 году, которая позволила включать в Billboard 200 названия из бэк-каталога, альбом The Dark Side of the Moon вернулся в чарт под номером 189 12 декабря того же года на 742-й неделе своего пребывания в чарте.86 Альбом продолжает спорадически появляться в Billboard 200. С тех пор альбом продолжал спорадически появляться в Billboard 200, и по состоянию на май 202187 года он продержался в чарте в общей сложности 958 недель.

 

  • […] когда он был закончен, я думаю, все почувствовали, что это лучшее, что мы сделали до сих пор, и все были довольны. Но никто и не думал, что это в пять раз лучше, чем Meddle или в восемь раз лучше,Atom Heart MotherЭто был своего рода феномен, не только потому, что это был хороший альбом, но и потому, что он появился в нужное время, в нужном месте.

Ник Мейсон, барабанщик группы Pink Floyd73.

  • Сочетание слов и музыки достигло пика», — объяснил Гилмур. «Вся музыка до этого не имела большой лирической грани. А этот был четким и лаконичным. Обложка также была идеальной. Я думаю, что это стало похоже на доброжелательную петлю, висящую за нами. На протяжении всей нашей карьеры люди

сказал, что мы никогда не превзойдем альбом Dark Side и турне. Но «Стена» заработала больше в пересчете на доллары «88. 88 Как один из

В эпоху альбомов (1960-2000-е годы) «Темная сторона Луны» также привела к росту общих продаж пластинок до конца 1970-х годов89.

Posterity

Часть наследия «Темной стороны Луны» — это ее влияние на современную музыку и музыкантов, которые исполняли ее песни. Выход альбома часто рассматривается как поворотный момент в истории рок-музыки, и иногда проводятся сравнения с альбомом Radiohead 1997 года OK Computer. Эту предпосылку рассматривает Бен Шляйфер в книге Speak to Me: The Legacy of Pink Floyd’s The Dark Side of the Moon, который утверждает, что эти два альбома объединяет тема того, что «творческая личность теряет способность функционировать в [современном] мире».90 The Dark Side of the Moon — это совсем другой вид музыки, с совсем другим звучанием и совсем другим видом музыки.

В 2013 году альбом «The Dark Side of the Moon» был выбран для сохранения в Национальном реестре звукозаписей США Библиотекой Конгресса, поскольку он был признан «культурно, исторически или эстетически значимым «91.

Влияние на членов группы

Успех альбома принес четырем членам группы невиданное доселе финансовое благополучие: Ричард Райт и Роджер Уотерс купили большие дома, а Ник Мейсон начал коллекционировать автомобили высшего класса93. Часть прибыли была вложена в производство фильма «Монти Пайтон: Священный Грааль! 94″. Звукорежиссер Алан Парсонс номинируется на премию «Грэмми» в категории «Лучшая звукозапись, неклассическая» за работу над альбомом «The Dark Side of the Moon «95, и это приводит к плодотворной карьере звукорежиссера. Хотя Уотерс и Гилмур иногда преуменьшали его вклад в альбом, Мейсон часто хвалил его96. В 2003 году Парсонс сказал: «Я думаю, они все считали, что я связал все остальное в своей карьере с «Темной стороной Луны», что не совсем неправда. Но я все еще иногда встаю, расстроенный мыслью о том, что они заработали миллионы без чьего-либо ведома, в отличие от многих людей, которые работали с ними над этой записью. Во время записи альбома ему действительно платили за работу всего 35 фунтов стерлингов в неделю (426 фунтов стерлингов с 202142)97.

Этот неожиданный успех был воспринят Уотерсом как начало конца для группы. Некоторые члены группы завели семьи, другие продюсировали или играли с другими музыкантами, что постепенно привело к расколу в группе. Для Уотерса Pink Floyd с альбомом «The Dark Side of the Moon» достигли успеха, на который надеялись их участники в начале своей карьеры, сказав: «Достичь такого успеха — это цель каждой группы, но как только вы достигаете ее, все заканчивается». В своем следующем альбоме Wish You Were Here, выпущенном два года спустя98 , участники группы в значительной степени опирались на этот разрыв.

Влияние на сценические выступления группы

  • Это во многом изменило меня, потому что это принесло мне много денег, и ты чувствуешь себя очень уверенно, когда можешь продавать альбом в течение двух лет. Но это не изменило моего отношения к музыке. Несмотря на то, что он был очень успешным, он был сделан так же, как и все остальные наши альбомы, и единственный критерий, по которому мы выпускаем музыку — нравится она нам или нет. Это не было намеренной попыткой сделать коммерческий альбом. Это просто случилось. Мы знали, что в нем гораздо больше мелодий, чем в предыдущих альбомах Floyd, и в нем есть концепция. Музыка воспринималась легче, а пение девушек добавляло нотку утонченности.

реклама, что ни на одном из наших альбомов не было «C 10″.

Хотя Pink Floyd объединяли музыку и свет с 1967 года, простота сценической установки оставляла место для импровизации, что означало, что такие песни, как Careful with That Axe, Eugene, исполнялись с разной продолжительностью в зависимости от концерта. Это утомляет Роджера Уотерса, который считает, что музыка Pink Floyd стала достаточно точной, чтобы можно было установить определенную синхронизацию между различными световыми шоу и исполняемыми песнями. Помимо финансовой выгоды от продаж альбомов, большую роль в этих грядущих переменах сыграла популярность группы, как объяснил Дэвид Гилмур в 1992 году: «В Америке мы могли продать от 12 000 до 15 000 мест, но [после Dark Side] мы могли заполнять стадионы. Нам пришлось изменить подход к проведению концертов. Турне, сопровождавшее выход альбома «The Dark Side of the Moon», позволило концертным выступлениям группы обрести новое измерение, и концертные амбиции Pink Floyd могли продолжать расти99.

Ричард Райт92.

Флойдс наняли Артура Макса, архитектора по образованию, который, помимо прочего, работал помощником художника по декорациям и художником по свету на фестивале Вудсток 1969 года. Макс разработал несколько схем освещения и создал круговой экран из

Этот экран диаметром 12 метров использовался Pink Floyd до последнего тура группы в 1994 году99. Для показа на этом экране были созданы психоделические фильмы, синхронизированные с музыкой. Концерты Pink Floyd стали форматными, и фильмы заставили их играть песни почти одинаково от вечера к вечеру. По словам Стива Ваксмана, американского музыковеда, профессора колледжа Смита: «Во всех этих аспектах — необходимость взять шоу в дорогу, создать одинаковые условия исполнения в разных местах, продать запись события — все это ведет к стремлению к «повторяемости», которое не находится в противоречии с

аспект «живой музыки» концерта, но на самом деле это очень важно, и это придало рок арене ее исключительное значение в истории живых музыкальных постановок «100.

Резюме и трибьюты

Время(https://www.youtube.com/watch?v=pg XozIma-Oc)

Величайший концерт в небе(https://www.yo utube.com/watch?v=mPGv8L3a_sY)

Деньги (https://www.youtube.com/watch?v=-

И Speak to Me, и Breathe подчеркивают банальность и тщетность элементов жизни, с вечной угрозой отчуждения, и важность жить собственной жизнью: «Не бойся заботиться«.125 Разворачивая действие в аэропорту, инструментальная композиция On the Run, управляемая синтезаторами, вызывает стресс и беспокойство, связанные с путешествиями, особенно страх перед полетами, который испытывает аккордеон самого певца. Помещая действие в аэропорт, инструментал On the Run под управлением синтезаторной литавры вызывает стресс и тревогу, связанные с путешествиями, особенно страх Райта перед полетами126. Время вызывает в памяти гонку со временем и настоятельную необходимость взять свою судьбу в руки.

Песни на официальном канале Pink Floyd на YouTube.

Speak to Me(https://www.youtube.com/watc h?v=HW-lXjOyUWo)

Breathe(https://www.youtube.com/watch?v= Vddl9TK5RqU)

В бегах(https://www.youtube.com/watc h?v=2sUyk5zSbhM)

В текстах песен «Темной стороны Луны» затрагиваются темы конфликта, жадности, хода времени, смерти и безумия, причем последняя тема была навеяна ухудшающимся психическим состоянием Барретта, который был главным композитором и автором текстов38. Каждая сторона пластинки представляет собой непрерывное музыкальное произведение. Пять песен на каждой стороне отражают различные этапы человеческой жизни: ее начало и конец с биением сердца, исследование человеческой природы через опыт и, по словам Уотерса, определенную эмпатию: «Dark Side of the Moon была выражением политической, философской, гуманитарной эмпатии, которая нуждалась в выражении «38.

Внешние видеоматериалы

Название альбома часто подхватывалось и пародировалось. В 1976 году английская группа Colosseum II записала инструментальный трек под названием Dark Side of the Moog на своем альбоме Strange New Flesh101. В 1994 году Клаус Шульце и Пит Намлук выпустили серию из одиннадцати компакт-дисков под названием Dark Side of the Moog, название каждого из которых представляло собой копию одного из альбомов Pink Floyd102. Бельгийская группа Sttellla выпустила альбом The Dark Side of The Moule в 1995 году. Ministry также спародировали название этого альбома, назвав одну из своих пластинок Dark Side of the Spoon (1999)103. В 2006 году Ричард Чиз назвал свой альбом «Солнечная сторона Луны», также пародируя обложку, где призма заменена коктейльным стаканом103.

ГруппаEasy Star All-Starsсделала кавер-версию альбома с Dub-аранжировкойпод названиемDub Side of the Moon(2003)104. Группапрогрессивного металлаDream Theater исполнила весь альбом в концерте105. В 2012 году Тьерри Баласс и компания Inouïe создали шоу La Face Cachée de la Lune, в которое вошел весь альбом, а также некоторые отрывки из One of These Days и Echoes. Оригинальность шоу заключается в том, что почти все эффекты, в частности, звуковые петли, производятся на сцене десятью музыкантами, используя те же инструменты и синтезаторы, которые первоначально использовались Pink Floyd106, 107.

Переиздания

В 1979 году альбом «The Dark Side of the Moon» был выпущен в виде ремастированного LP компанией Mobile Fidelity Sound Lab, а в апреле 1988 года — в формате Ultradisc CD108, 109. В 1985 году EMI переиздала альбом на новом компакт-диске, а восемь лет спустя — в бокс-сете Shine On75, 110. В следующем году это издание было включено в подарочный набор Pink Floyd вместе с Atom Heart Mother,MeddleиObscured by Clouds110. На некоторых тиражах компакт-диска оркестровая версия «Ticket to Ride» группы Beatles слышна во время сердцебиения, закрывающего альбом. Это может быть связано с повторным использованием кассеты, что является распространенной практикой71.

Оригинальный квадрофонический микс, запрошенный EMI, так и не был одобрен группой111, 112. Однако для того, чтобы

Прозрачное виниловое издание 1978 года,

В честь 30-летия альбома в 2003 году была выпущена SACD-версия. Звукооператор Джеймс Гатри был ответственен за

воспроизводится на проигрывателе Technics.

отвечал за новый микс, а Алан Парсонс занимался переходом от The Great Gig in the Sky к Money71. В 2003 году Алан Парсонс выразил легкое разочарование SACD-миксом Гатри, сказав, что он «возможно, слишком похож на оригинальный микс C12«, но был более комплиментарен в отношении выпуска альбома

Я снимаю шляпу перед Джеймсом за аранжировку хороших частей голоса Клэр. Он также улучшил стерео-микс, который был немного безвкусным. В стерео звучит орган Хаммонд, а Клэр находится слишком далеко. В моем квадро-миксе Хаммонд едва присутствует, что говорит о том, что я не совсем точно воспроизвел стерео-микс. Смесь квадрокоптеров довольно хороша, но преимущество все же у Джеймса. Его микс определенно чище, и он вывел Клэр немного большеС 13«111, 113.

Издание, посвященное 30-летию, получило четыре награды Surround Music Awards в 2003 году и было продано более 800 000 экземпляров71, 114. Над обложкой работала команда дизайнеров, включая Сторма Торгерсона, художника оригинальной обложки115 . Это фотография изготовленного на заказ витража, созданного в точном соответствии с размерами и пропорциями оригинальной призмы. Прозрачное стекло, скрепленное свинцовыми полосками, используется для замены непрозрачных цветов изображения 1973 года. Идея исходит из «ощущения чистоты качества звука, который в формате 5.1 surroundC 14«. Изображение создано с намерением быть «таким же, но другим, поскольку дизайн явно [напоминает] «Темную сторону Луны», все еще узнаваемую с призмой, но другую и поэтому новуюС 15«116.

The Dark Side of the Moon также был переиздан в 2003 году на чистом 180-граммовом виниле, отмастеренном Кевином Греем в AcousTech Mastering, и включал немного отличающиеся версии оригинальных постеров и наклеек, продававшихся вместе с оригинальным релизом, а также постер обложки юбилейного 30-го издания117. В 2007 году альбом был включен в сборник Oh, By the Way, бокс-сет, созданный к 40-летию Pink Floyd118 , а версия без GDM была выпущена в iTunesStore114. В сентябре 2011 года альбом был переиздан по случаю празднования Why

119 Витражная призма, использованная для Pink Floyd… ? . Шестидисковое (3 CD, 2 DVD и Blu-ray) издание Immersion Edition включает новое переиздание 2003 года, ремастеринг альбома Гатри, живое исполнение альбома 1974 года, оригинальный квадрофонический микс из…

Парсонса, SACD 5.1 surround mix Гатри, оригинальный стерео микс 1973 года, версии в высоком разрешении

три микса (квадрофонический, 5.1 и стерео), альтернативный микс Парсонса 1972 года, альтернативные дубли и демо-записи. Бокс-сет также содержит концертные записи и документальный фильм120. Одновременно были выпущены однодисковое издание Discovery Edition и двухдисковое издание Experience Edition121.

Темная сторона радуги

Названия Dark Side of the Rainbow и Dark Side of Oz иногда используются в связи с циркулирующими в Интернете с 1994 года слухами о том, что альбом был написан как саундтрек к фильму 1939 года «Волшебник страны Оз». Несколько обозревателей отметили, что альбом и фильм кажутся синхронными, например, когда Дороти Гейл начинает бежать, когда текст песни Time соответствует фразе «никто не сказал тебе, когда бежать», или когда она раскачивается на тросе в момент фразы «балансирует на самой большой волне«.122 Дэвид Гилмур и Ник Мэйсон, однако, отрицают возможность какой-либо связи между двумя работами, а Роджер Уотерс называет слухи «забавными «123. Алан Парсонс также заявил, что фильм никогда не упоминался во время работы над альбомом124.

Художественные особенности

Концепция и темы

Уотерс сказал: «Я провел большую часть своей жизни — примерно до 28 лет — в месте, где я мог видеть мир.

  • ждал, когда начнется моя жизнь», добавив в другом интервью: «[…] Я понял тогда, что жизнь не начинается позже. Все начинается с нуля. […] это было для меня откровением и потрясением «127. 127 За этим следует отступление в уединение и заточение, с обложкой Breathe128. Сторона А заканчивается «The Great Gig in the Sky», метафорой смерти, которая снова основана на страхе Райта умереть в самолете: «источником стресса для меня […] является постоянный страх умереть, из-за

все эти поездки мы совершаем по главным автомагистралям Америки и Европы и на самолете. Это настоящий страх для меня «129, 48.

0kcet4aPpQ) (музыкальное видео)

Мы и они(https://www.youtube.com/wat ch?v=GKiLEgAzFDQ)

Любой цвет, который тебе нравится(https://www.youtube.c om/watch?v=_83urK9rO4U)

Повреждение мозга(https://www.youtube.com/wa tch?v=BhYKN21olBw)

Затмение(https://www.youtube.com/watch?v= 9wjZrswriz0)

Сторона B открывается песней Money, которая высмеивает жадность и потребительское отношение людей, используя ироничные тексты и звуковые эффекты, связанные с деньгами; по иронии судьбы, сингл Money стал самой продаваемой песней альбома.130 Us and Them — это послание к изоляции угнетенных людей, со значимой символикой конфликта и использованием простых дихотомий для описания человеческих отношений. Brain Damage представляется как психическое заболевание, возникающее в результате слишком быстрого роста славы и успеха, превышающего личные желания и потребности; строчка «And if the band you’re in starts playing different tunes» является ссылкой на психическую деградацию бывшего члена и основателя группы Сида Барретта. Альбом завершается композицией Eclipse, которая объединяет понятия непохожести и единства, заставляя слушателя осознать общие черты, присущие всему человечеству131, 132.

Музыка

Сторона A

Альбом The Dark Side of the Moon открывается песней Speak to Me с биением сердца, символизирующим рождение, за которым следуют затухания, повторяющие основные темы остальных частей альбома 45, 133. Переход к следующему треку, Breathe, появляется медленно во время фейдов с помощью «[…] фортепианной ноты, удерживаемой более минуты с педалью форте […] в обратном направлении», по словам Ника Мейсона133. Однако первые два трека альбома трудно разделить: Жан-Мишель Гюэдон и Филипп Марготин описывают Speak to Me как «[…] долгое нарастание силы в сочетании с гнетущим напряжением бьющегося сердца, внезапно высвобождающееся в приливе адреналина, который буквально возносит Breathe к звездам». Аккорды ми-минор и ля в Breathe вдохновлены песней Нила Янга «Down by the River», а клавишная партитура Ричарда Райта, включающая аккорд D7(+9), вдохновлена песней Майлза Дэвиса «Kind of Blue». Гитара Гилмура, наконец, придает песне парящий эффект, его ноты «плавают в очень широкой, глубокой реверберации, усиленной задержкой «134.

Следующий трек, On the Run, начинается с ритма хай-хэта на скорости 165 ударов в минуту. Песня основана в основном на импровизациях Дэвида Гилмора на EMS Synthi A. Эти импровизации приводят к восьминотному темпу, который может быть ускорен Synthi A по мере необходимости. On the Run завершается несколькими звуковыми эффектами, включая взрыв, который сигнализирует об окончании ритма и уступает место переходу к Time, который осуществляется с помощью медленно затихающих шагов35 . Затем время открывается с часами и курантами, означающими пробуждение разума, пробуждение сознания135 . Вступление продолжается с басом Precision Роджера Уотерса в качестве метронома, затем его сопровождает чистый звук Black Strat Дэвида Гилмура, Райт отвечает на его аккорды слоями на органе Farfisa и Wurlitzer EP-200, и, наконец, рототомс136 Ника Мэйсона. Основная часть «Time» состоит из Гилмора в качестве ведущего вокалиста с хриплым голосом, аккомпанирующего Райту на двух бриджах и поддержки бэк-вокалисток Дорис Трой, Лесли Дункан, Лайзы Страйк и Барри Сент-Джона. Strat Гилмура имеет насыщенный звук, и он ритмично играет вместе с Райтом на его Wurlitzer. Затем следует космически звучащее соло Гилмора, удвоенное и переработанное с помощью Fuzz Face и Echorec, и, наконец, кавер-версия Breathe с тем же инструментарием, за исключением тарелок rider, которые отсутствуют в финальном припеве137.

Сторона А альбома заканчиваетсякомпозициейThe Great Gig in the Sky, в которой доминируют клавишные Райта — фортепиано и орган Hammond — и вокал Клэр Торри, сопровождаемый басовой линией Уотерса, намеренно несжатыми ударными Мэйсона и, в начале композиции, двумя короткими, четко звучащими партиями педальной стальной гитары Гилмура138.

Сторона B

Money открывает B-сторону Dark Side петлей из звуковых эффектов, за которой следует басовый рифф с ритмической подписью 7/4. Трек в основном записан вживую, на всех четырех инструментах одновременно, что, по словам Уотерса, заметно по изменению темпа на протяжении трека. Гилмур поет один, удваивая себя, а за ним следует соло на саксофоне Дика Пэрри с резким звучанием и фразировкой, напоминающей ритм-н-блюз. Затем Гилмур играет три разных соло. Первая имеет насыщенное, воздушное звучание, похожее на Time, за ней следует второе, очень сухое соло, расположенное слева и с короткими, нервными фразами. Это поддерживается быстрым ритмом Мейсона и Райта, и все это объединяется в стиле джаз-рок. Последнее соло играется с теми же эффектами, что и первое, но на 24-ладовом Lewis, способном достигать более высоких нот, чем Strat. Соло также удваивается во втором треке — идея, навеянная Элтоном Джоном139.

Us and Them следует за Money со слоями тепло звучащего органа Хаммонда Райта, окрашенного его стендом Лесли, прежде чем остальная группа начнет сопровождать его в парящей манере. Ритм Мейсона воздушный и плавный, а басовая линия Уотерса гипнотически покачивается. Дик Пэрри снова вступает в игру на этом треке с двумя соло на саксофоне, первое мягкое, близкое к звучанию Джерри Маллигана на альбоме Gandharva, второе более напряженное и похожее на блюз. В куплетах Гилмур исполняет удвоенный вокал, создавая эхо, а в припевах его поддерживают голоса бэк-вокалистов140.

Переход к следующему треку, Any Colour You Like, осуществляется с помощью перекрестного затухания, благодаря которому два трека непосредственно перетекают друг в друга.140 Any Colour You Like — это длинный инструментал из новой кавер-версии Breathe, на один тон ниже.141 Трек состоит в основном из клавишных Райта, в первой части с нотами, усиленными огромным эхом, а затем в качестве ненавязчивого аккомпанемента для соло Гилмура; последний имеет слегка насыщенный звук и является немного второстепенным. Трек состоит в основном из клавишных Райта, открывающихся нотами, усиленными огромным эхом, а затем как приглушенный аккомпанемент к соло Гилмура; последнее имеет слегка насыщенный звук и вдохновлено ЭрикомКлэптоном на Badge142.

Затем гармоническая пауза уступает место Brain Damage, которая открывается двумя простыми аккордовыми партиями (D и G7) из Black Strat, расположенными друг напротив друга в стерео. Затем Уотерс исполняет вокальную партию. Соло на Minimoog завершает трек, а затем переходит к Eclipse без редактирования 142 . Последний трек также поет Уотерс, в гармонии с Гилмуром, и их сопровождает хор и особенно Дорис Трой, которая исполняет «пламенную» госпел-песню52 . По словам Филиппа Гонина, Eclipse показывает влияние Битлз на Pink Floyd, в частности, через рифф, который напоминает I Want You (She’s So Heavy)143. Альбом, наконец, завершается аккордом ре-мажор и тем же сердцебиением, что и Speak to Me52.

Чехол

  • Изначально альбом был выпущен в открывающейся обложке LP, разработанной Hipgnosis, британским коллективом графического дизайна, который уже создал несколько обложек альбомов группы144.Иногда они достигали противоречивых результатов, когда EMIс удивлением реагировала на обложкиAtom Heart MotherиObscured by Clouds.Лейбл группы тогда ожидал более классических композиций, включающих надписи и слова; Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл, the

Однако основатели Hipgnosis работают непосредственно на группу, поэтому они могут позволить себе игнорировать требования EMI145. В отличие от двух последних альбомов, Pink Floyd больше не хотели фотомонтажей, а Ричард Райт потребовал «простую, смелую и драматичную» обложку146, 144. По словам Торгерсона, именно Райт оказал наибольшее влияние на конечный результат, в основном потому, что другие члены Pink Floyd не предложили ничего другого147.

Затем члены Hipgnosis принесли в группу пять различных дизайнов, включая изображение с Серебряным Серфером из Marvel Comics и работу, изначально выполненную для Clearlight Records. Последний представляет собой изображение треугольной призмы с проходящим через нее лучом света. Вдохновение для этого дизайна неясно. По словам Пауэлла, идея пришла из фотоальбома 1940-х годов, в котором есть фотография призмы с солнечным светом, проходящим через нее и проецируемым на лист бумаги, в то время как Торгерсон: «Идея была тонко продумана.

  • из стандартного учебника физики, где показана иллюстрация прохождения света через призму «148. 148 Художником обложки был Джордж Харди, который также иллюстрировал альбом Led Zeppelin в 1969 году, когда ему было 25 лет.

На обложке альбома изображено рассеивание белого света через треугольную призму.

При первоначальном выпуске альбом сопровождался плакатом с изображением пирамид Гизы.

  • В эпоху, когда все делается вручную, создание этой обложки относительно просто, поскольку не требует никакой фотографической ретуши. Харди нарисовал призму аэрографом черным по белому, затем изменил соотношение оттенков так, чтобы фон стал черным, и символизировал дифракцию градиентом серого цвета. Радуга состоит только из шести цветов из его обычных семи; фиолетовый цвет намеренно опущен, Торгерсон заявил, что в то время Hipgnosis считали, что он «не будет «читаться» четко».150 По словам Торгерсона, обложка альбома действительно представляет требования Райта, а также «световое шоу» и «тексты альбома об амбициях и жадности».144

На обратной стороне альбома то же изображение, что и на лицевой стороне, но перевернутое. Внутри, впервые в истории Pink Floyd, напечатаны тексты песен. Их пересекает радуга, причем зеленая — синусоидальная, согласно идее Роджера Уотерса. К оригинальному альбому также прилагаются две наклейки и два плаката, один из которых представляет собой коллаж из фотографий участников группы на концерте, а другой — монтаж пирамид Гизы20, выполненный в зеленом или синем цвете в зависимости от страны. Согласно Торгерсону, последние были выбраны потому, что они олицетворяют амбиции и безумие: «больше, чем символы, они были задуманы как ступени к небесам, по которым могла подняться душа фараона «151.

Технический паспорт

Названия

Все тексты песен написаны Роджером Уотерсом.

Сторона A
Нет Название Музыка Chant Продолжительность
1. Говори со мной Мейсон Инструментальный 1 мин 8 с
2. Дышите Гилмур, Воды, Райт Gilmour 2 мин 49 с
3. В бегах Гилмур, Уотерс Инструментальный 3 мин 30 с
4. Time (содержит кавер-версию Breathe) Гилмур, Мейсон, Уотерс, Райт Гилмур, Райт 7 мин 6 с
5. Большой концерт в небе Райт, Торрид Торри 4 мин 44 с
Сторона B
Нет Название Музыка Chant Продолжительность
6. Деньги Уотерс Gilmour 6 мин 22 с
7. Мы и они Уотерс, Райт Гилмур, Райт 7 мин 50 с
8. Любой цвет, который вам нравится Гилмур, Мейсон, Райт Инструментальный 3 мин 26 с
9. Повреждение мозга Уотерс Уотерс 3 мин 50 с
10. Eclipse Уотерс Уотерс 2 мин 8 с
Музыканты
Pink Floyd Дополнительные музыканты

Ричард Райт: фортепиано, орган Hammond, синтезаторы, вокал, бэк-вокал

Дэвид Гилмур: гитары, педальнаястальнаягитара, синтезаторы, вокал, бэк-вокал

Роджер Уотерс : бас, синтезаторы, звуковые эффекты, вокал, бэк-вокал

Ник Мейсон: ударные, перкуссия, звуковые эффекты

 

Дик Пэрри: тенор-саксофон (на альбоме «Money and Us and Them»)

Клэр Торри: вокал (на альбоме «The Great Gig in the Sky»)

Лесли Дункан: бэк-вокал

Барри Сент-Джон: бэк-вокал

Лиза Страйк: бэк-вокал

Дорис Трой: бэк-вокал

Производственная команда

Pink Floyd : производители

Алан Парсонс: звукорежиссер

Питер Джеймс: звукорежиссер

Крис Томас: смешивание

Hipgnosis: оригинальный дизайн обложки

Сторм Торгерсон: дизайн обложек 20-го и 30-го юбилейных изданий

Рейтинги и сертификаты

Рейтинг альбома в 1973 году

Страна (рейтинг) Лучшее Ref.
место
Австрия (Ö3 Austria Top 40) 1 152
Австралия (ARIA Charts) 2 153
Канада (RPM 100 Albums) 1 154
Соединенные Штаты (Billboard200) 1 155
Франция (IFOP) 1 156
Норвегия (VG-lista) 2 157
Нидерланды (Голландские чарты) 2 158
Великобритания (UKAlbums Chart ) 2 159
Рейтинг альбома между 1974 и 2018 годами
Страна (рейтинг) Лучшее
место
Германия (Media Control AG)160 3
Бельгия (V) Ultratop161 42
Бельгия (W) Ultratop161 28
Дания (Tracklisten)162 21
Испания (Promusicae)163 15
Финляндия (Suomen virallinen lista)164 10
Италия (FIMI)165 2
Новая Зеландия (РИАНЗ)166 1
Португалия (AFP)167 3
Великобритания (UK Rock and Metal Chart)168 1
Швеция (Sverigetopplistan)169 15
Швейцария (Швейцарский хитпарад)170 8
Сертификация
Страна Сертификация Продажи Дата
Германия171 2 × Платина 1 000 000 + 1993
Аргентина172 2 × Платина 2 000 000 + 1/08/1994
Австралия173 14 × Платина 980 000 + 2011
Австрия174 2 × Платина 100 000 + 20/01/1993
Канада175 2 × Алмаз 2 000 000 + 14/03/2003
Соединенные Штаты176 15 × Платина 15 000 000 + 04/06/1998
Франция177 2 × Алмаз 2 900 000 + 2017
Италия178 5 × Платина 200 000 + 2020
Новая Зеландия179 16 × Платина 240 000 + 07/11/2011
Польша180 2 × Платина 11/12/2019
Великобритания181 14 × Платина 4 200 000 + 05/02/2016

Примечания и ссылки

Оригинальные цитаты

  1. (…Я думаю, мы все думали — и Роджер определенно думал — что многие тексты, которые мы использовали, были слишком косвенными. Было определенно ощущение, что слова будут очень четкими и конкретными.
  2. (… вызывая слезы на глазах. Это было настолько полное понимание и музыкальный вопрос.
  3. (Амбиции художественного замысла «Флойдов» теперь огромны.
  4. (В музыкальном плане здесь есть несколько отличных идей, но звуковые эффекты часто заставляли меня задуматься, не нахожусь ли я в клетке с птицами в лондонском зоопарке.
  5. (Мы иногда наблюдали за ними, но когда мы были в ударе, мы садились на них.
  1. (Когда запись была закончена, я взял копию с катушки домой и помню, как играл ее для своей жены, и помню, как она разрыдалась, когда запись закончилась. И я подумал: «Очевидно, это где-то задело за живое», и меня это даже порадовало. Вы знаете, когда вы что-то сделали, конечно, если вы создали музыкальное произведение, вы потом слышите его свежими ушами, когда играете его для кого-то другого. И в тот момент я подумал: «Вау, это вполне законченное произведение», и у меня была полная уверенность, что люди откликнутся на него.
  2. (настолько запутался сам в себе, что трудно было уследить.
  3. (Песни, звуки, ритмы были твердыми и звучными, саксофон бил в воздух, группа качалась и катилась, а затем задорно и спотыкаясь уходила в ночь.
  1. (Мне все равно, если вы никогда в жизни не слышали ни одной ноты музыки Pink Floyd, я безоговорочно рекомендую всем «Темную сторону Луны«.
  2. «Это во многом изменило меня, потому что принесло много денег, а человек чувствует себя очень уверенно, когда может продавать альбом в течение двух лет. Но это не изменило моего отношения к музыке. Несмотря на то, что он был настолько успешным, он был сделан так же, как и все остальные наши альбомы, и единственный критерий, который мы используем при выпуске музыки — нравится она нам или нет. Это не было преднамеренной попыткой сделать коммерческий альбом. Просто так получилось. Мы знали, что в нем гораздо больше мелодий, чем в предыдущих альбомах Floyd, и что в нем есть концепция, которая проходит через весь альбом. Музыку было легче воспринимать, а то, что девушки подпевали, придавало ей коммерческий оттенок, которого не было ни у одной из наших пластинок.
  1. (Думаю, все они считали, что мне удалось повесить остаток своей карьеры на «Темную сторону Луны», в чем есть доля правды. Но я до сих пор иногда просыпаюсь, расстроенный тем, что они заработали несметные миллионы, а многие люди, участвовавшие в записи, нет.
  2. (возможно, немного слишком верно по отношению к оригинальному миксу.
  3. «Я склоняю шляпу перед Джеймсом за то, что он отсортировал правильные биты вокала Клэр. Он также улучшил стерео-микс, который является немного волевым. В стерео звучит орган Хаммонд, а Клэр слишком далеко внизу. В моем квадро-миксе Хаммонд почти не слышен, что говорит о том, что я не был верен стерео-миксу. Четверка звучит довольно хорошо, но Джеймс все же имеет преимущество. Его микс определенно чище, и он вывел Клэр на первый план.
  4. (ощущение чистоты в качестве звука, так как звук 5.1 объемный.
  5. (то же самое, но другое, так что дизайн был явно DSotM, все еще узнаваемый дизайн призмы, но был другим и, следовательно, новым.

Примечания

a. В интервью 2007 года Уотерс заявил, что он был единственным автором цикла. По словам Филиппа Гонина, Уотерс является единственным создателем цикла, сопровождавшего Pink Floyd во время концертов 1972 года, но для альбома он был полностью перезаписан33.

b. Это двойной А-сторона сингла: сингл с двумя песнями с хитовым потенциалом.

  1. Harvest Q4SHVL-804
  2. Клэр Торри приписывают ее вокальное участие на последних изданиях альбома после судебного иска против группы.

Ссылки